Internet Hate Machine
На обширные экраны нашей обширной родины на днях вышел "Особо опасен" (на ангельском - "Wanted) - цитирую первоканальцев, "первый голливудский блокбастер от режиссера "Дозоров"" Тимура Бекмамбетова. В общем, оправившись от культурного шока, приступаем к детальному разбору..
То, что заокеанский дебют гордого сына татарского народа Тимура Бекмамбетова - событие, как известно, из ряда вон выходящее. За два месяца до премьеры отечественные СМИ дружно окрестили творение Тимура и его команды культовым (!) - при том до широкого зрителя, способного причаститься к культу, "блокбастер" на тот момент не дошел. Предпрокатный месяц ознаменовался-прямо таки массированно-ковровой рекламой на всенародно любимом Первом канале, трейлеры "Wanted" мелькали чуть ли не чаще, чем дружелюбные лица Путина и Медведева. Заметим, что окончательные точки над "ё" во всей этой массовой истерии лично для меня поставил кинотеатр "Киномакс" в Ростове-папе: ввиду важности и историчности момента билеты средней паршивости вдруг вздорожали с круглой сотни российских рупий аж до 250. Вероятно, новая ценовая политика была призвана подчеркнуть особенную российскую стать, в то время как жадные американцы причащались к нашему прорыву в среднем за четыре их жидомасонских валютины, в то время как рядовой россиянин отстегивал по твердой десятке. Итак, как говорят в Одессе, "а таки что мы за это получили?"
Сюжет нового шедевра столь же незатейлив, сколь и нелеп, или даже, простите, туп. Уэсли Гибсон (Джеймс Макэвой) влачит жалкое существование офисной крысы в дебрях безымянноц корпорации. У него, видите ли, риасстроены нервы, над ним измывается начальница, и его, простите, гёрлфренд изменяет ему с его же приятелем. В общем, жизнь катится под откос БАМа, и даже чикагские банкоматы не стесняются сообщить герою, что тот рогоносец, придурок и неудачник. Но в один прекрасный день судьба сводит Уэсли с оторвой Фокс (Анджелина Джоли), которая вводит молодого чумодана в Братство Ткачей (тут я весь смеялся). Лидер братства Слоан (Морган Фримен) признает в офисном планктоне сына видного "ткача" (как на зло, покойного) и обладателя сверхъестественных способностей и переводит на счет парня за его красивые глаза три с половиной миллиона тех самых бумажек. Ошеломленный дивными открытиями Уэсли устраивает бунт в офисе, портит прикус подружкиному любовнику, и с упоением и глазами срущей собачки погружается в чудесный новый мир. Ну и как водится, покатилось. Через пару месяцев изнурительных тренировок и побоев, достойных самых осатаневших дедов желдорбата (кстати, как и в ВС РФ, побои там принято лечить водкой, правда у "ткачей" - сортовым "Русским Стандартом", поллитры и литры которого довольно ненавязчиво мелькали в кадре), юноша становится рыцарем без страха и упрека, просто сэр Ланселот и Брюс Ли в одной инкарнации. Вот тут-то Слоан и признается (дальше - самый, как говорят евреи, цимес) что жертвы ткачей выбирает поддерживающий баланс сил Станок Судьбы, а главное предназначение свежеиспеченного супермена - отомстить убийце героического батьки.
На первый взгляд, все укладывается в рамки американского киноконвейера - актеры играют, операторы снимают, пули летят (при том легко заворачивая за угол и сшибая друг друга в полете, бомбы взрываются, злодеи гибнут, заводы - крестьянам, землю - рабочим. Сценарий, мягко говоря, бредоват и недалек, мотивации героев сбиты напрочь. 150 мегабаксов и две с половиной звезды в кадре завершают картину: Бекмамбетов таки да, вышел на средний голливудский уровень между третьим и вторым сортом. Не Спилберг, но для разового просмотра под попкорн и прочие харчи вполне сойдет. Однако лично мне махнуть на все рукой и бездумно расслабить телеса и мозг мешало несколько весьма мозолистых "но".
"Но" номер раз. Это, разумеется, даже не загримированный под стилизацию плагиат. Лично мне было несложно заметить, что "офисно-героическая" линия импортирована Бекмамбетовым прямиком из многими и мной в том числе любимого "Бойцовского Клуба" Финчера. Чужие находки тырятся оптом и в розницу - от идеи "восстания клерка" до совершеннейших мелочей а-ля расстроенных нервов или икеевского столика в квартире героя. Даже внешность героя в первой половине фильма недвусмысленно стилизована "под Нортона". При этом лента, в свое время просто-таки взорвавшая "масскульт", копируется на таком кухонно-примитивном уровне, что за всю съемочную группу становится просто неловко. Кино Финчера рассказывало о том, что запертый в клетке консьюмеризма человек начинает задыхаться и инстинктивно тянуться к свободе, круша на своем пути челюсти и табуретки; сочетание явного антикорпоративного духа, упоительного черного юмора, отменного драйва и исключительной актерской игры обеспечило "Клубу" любовь масс и восторг критиков. Картина дозормейкера, несмотря на старательные попытки режиссера переплюнуть признанных классиков - это всего лишь тупой боевик о том, что забитой креветкой быть плохо, а крутым парнем - хорошо. Если финчеровский Джек меняется, лишившись всего, что имел, то бекмамбетовскому Уэсли достаточно получить на лапу три с половиной миллиона баксов и взять в эту же самую лапу пистолет. Бабло, как известно, побеждает зло, а люди делятся на обладателей пушек и тех, кто копает. О каком таком нонкомформизме "Wanted" можно говорить при таких раскладах, я, право слово, не знаю.
Еще одним источником вдохновения Тимура Нуруахитовича стала, разумеется, "Матрица". Все эти "Добро пожаловать в реальный мир" в разных вариациях повторяются в фильме раз эдак, не соврать, пятнадцать; что же до начинающего подтухать приема slow motion, то его еще в "Дозорах" заездили по полной. А вот фирменную иронию Вачовски освоить не удалось. "Особо опасен" лишний раз продемонстрировал то, что мы, собственно, и так знали: к себе, любимому, Бекмамбетов относится с зубодробительной серъезностью, переходящей в нешуточный пафос. Режиссеру мало быть просто режиссером - он желает быть Творцом. В незатейливой стрелялке, сляпанной из чужих мыслей и находок, нет-нет, да и промелькнет претензия на "особый авторский взгляд" (тм): вы, дескать, не думайте, я на самом деле без двух минут Тарковский. Особенно умилительно эти потуги смотрятся в комплекте с явными самоповторами. Фирменные бекмамбетовские приемы - все эти шустро летающие предметы, "погружения в сумрак", напыщенные диалоги тасуются из фильма в фильм, и это вряд ли свидетельствует о том, что автор - гений, которому уже не надо открывать ничего нового. Правда, очень трогают восточные мотивы. Поскольку ввести в сюжет Тамерлана не удалось, старую фабрику, в которой окопалось Братство, стилизовали под эдакий мини-Ашхабад. В североамериканских штатах, отстраивавших промышленность где-то посеред девятнадцатого-начала двадцатого веков таких неприметных зданий наверняка навалом, тут и к бабке не ходи. Впрочем венец абсурда - это несомненно,аццк ткацкий механизм, поддерживающий мировой баланс. Мел Судьбы, Станок Судьбы - очевидно, в следующем фильме режиссер порадует нас Холодильником, Санузлом или Банкоматом Судьбы. Последний даже лучше: деньги, особенно из Банкомата Судьбы, и напечатанные Типографской Краской Судьбы, лишними не бывают.
Кстати, о бабле и его прямых последствиях. Спецэффекты в фильме безусловно присутствуют, причем в угрожающем масштабе. В кадре все время что-то летит, бухает, бабахает и взрывается. Но для стопятидесятимиллионного бюджета выглядит это, правда, бедновато. Для того, чтобы сообразить, куда девались остатки, достаточно прогуляться по родному тырнету и почитать рецензии и новости. По каждой первой ссылке посажено по коту в сапогах, возвещающего о том, что земли, реки и луга... то бишь бокс-офисы, сердца и умы принадлежат исключительно Карабасу Бекмамбетову. Нестыковки в цифрах зачастую видны невооруженным глазом, но это уже излишняя дотошность, бюджеты у нас пилили, пилили, еще и американцев научили. Особо бедные головой личности уже измудрились заявить, что, цитирую, ""Особо опасен" - элитарная философская лента, наполненная глубочайшим смыслом". Конец цитаты. Народ попроще ограничился фразой: "Бекмамбетов - первый русский режиссер, чей фильм понравился американцам". Не будем вспоминать пассажи Задорнова, но в целом тем не менее справедливо. О том, что до сбытия мечт товарища Тимура снимался, скажем, популярный на западе "Runaway Train" Кончаловского, все благополучно забыли. И на том спасибо, а то ведь могли и написать, что в промежутке между братьями Люмьер и дозормейкером вообще не было ничего стоящего.
Говорить об актерской игре в фильме крайне сложно, но отнюдь не из-за философского сюжета и сложности душевных переживаний героев. Просто играть там по большому счету нечего. На загадочную улыбку Анджелины Джоли можно отвлекаться минут двадцать и то в случае горячей к ней любви. Морган Фримен большую часть времени изображает невозмутимость. Не очень-то, честно говоря, полтора часа наблюдать невозмутимость. Роль К. Хабенского (а по рекламе первого канала можно было вообразить, что он там играет чуть ли не главную роль) сводится к классическому театральному "Кушать подано!", с той только разницей, что вместо сервировки стола его герой выкатывает пузырь.
Ну и "локализация". Если дублированную Галиной Тюниной Энджи сносить можно без особо труда, то вкрадчиво-сладкие интонации Безрукова, которые льются с уст главгероя, терпеть ну просто невозможно. Хуже всего пришлось персонажу Фримена - бедняге достался легко узнаваемый "голос Первого Канала" в лице Алексея Неклюдова. Я весь фильм так и ждал от Слоана фразы вроде "Смотрите не Первом канале!".
Итак, резюмируя. Если вы не пробовали ничего слаще морковки и не глядели ничего умнее шедевров Уве Болла, то "Wanted" - ваше кино. Всем прочим от просмотра рекомендую воздержаться, т.к. халтура - она и в Голливуде халтура.
То, что заокеанский дебют гордого сына татарского народа Тимура Бекмамбетова - событие, как известно, из ряда вон выходящее. За два месяца до премьеры отечественные СМИ дружно окрестили творение Тимура и его команды культовым (!) - при том до широкого зрителя, способного причаститься к культу, "блокбастер" на тот момент не дошел. Предпрокатный месяц ознаменовался-прямо таки массированно-ковровой рекламой на всенародно любимом Первом канале, трейлеры "Wanted" мелькали чуть ли не чаще, чем дружелюбные лица Путина и Медведева. Заметим, что окончательные точки над "ё" во всей этой массовой истерии лично для меня поставил кинотеатр "Киномакс" в Ростове-папе: ввиду важности и историчности момента билеты средней паршивости вдруг вздорожали с круглой сотни российских рупий аж до 250. Вероятно, новая ценовая политика была призвана подчеркнуть особенную российскую стать, в то время как жадные американцы причащались к нашему прорыву в среднем за четыре их жидомасонских валютины, в то время как рядовой россиянин отстегивал по твердой десятке. Итак, как говорят в Одессе, "а таки что мы за это получили?"
Сюжет нового шедевра столь же незатейлив, сколь и нелеп, или даже, простите, туп. Уэсли Гибсон (Джеймс Макэвой) влачит жалкое существование офисной крысы в дебрях безымянноц корпорации. У него, видите ли, риасстроены нервы, над ним измывается начальница, и его, простите, гёрлфренд изменяет ему с его же приятелем. В общем, жизнь катится под откос БАМа, и даже чикагские банкоматы не стесняются сообщить герою, что тот рогоносец, придурок и неудачник. Но в один прекрасный день судьба сводит Уэсли с оторвой Фокс (Анджелина Джоли), которая вводит молодого чумодана в Братство Ткачей (тут я весь смеялся). Лидер братства Слоан (Морган Фримен) признает в офисном планктоне сына видного "ткача" (как на зло, покойного) и обладателя сверхъестественных способностей и переводит на счет парня за его красивые глаза три с половиной миллиона тех самых бумажек. Ошеломленный дивными открытиями Уэсли устраивает бунт в офисе, портит прикус подружкиному любовнику, и с упоением и глазами срущей собачки погружается в чудесный новый мир. Ну и как водится, покатилось. Через пару месяцев изнурительных тренировок и побоев, достойных самых осатаневших дедов желдорбата (кстати, как и в ВС РФ, побои там принято лечить водкой, правда у "ткачей" - сортовым "Русским Стандартом", поллитры и литры которого довольно ненавязчиво мелькали в кадре), юноша становится рыцарем без страха и упрека, просто сэр Ланселот и Брюс Ли в одной инкарнации. Вот тут-то Слоан и признается (дальше - самый, как говорят евреи, цимес) что жертвы ткачей выбирает поддерживающий баланс сил Станок Судьбы, а главное предназначение свежеиспеченного супермена - отомстить убийце героического батьки.
На первый взгляд, все укладывается в рамки американского киноконвейера - актеры играют, операторы снимают, пули летят (при том легко заворачивая за угол и сшибая друг друга в полете, бомбы взрываются, злодеи гибнут, заводы - крестьянам, землю - рабочим. Сценарий, мягко говоря, бредоват и недалек, мотивации героев сбиты напрочь. 150 мегабаксов и две с половиной звезды в кадре завершают картину: Бекмамбетов таки да, вышел на средний голливудский уровень между третьим и вторым сортом. Не Спилберг, но для разового просмотра под попкорн и прочие харчи вполне сойдет. Однако лично мне махнуть на все рукой и бездумно расслабить телеса и мозг мешало несколько весьма мозолистых "но".
"Но" номер раз. Это, разумеется, даже не загримированный под стилизацию плагиат. Лично мне было несложно заметить, что "офисно-героическая" линия импортирована Бекмамбетовым прямиком из многими и мной в том числе любимого "Бойцовского Клуба" Финчера. Чужие находки тырятся оптом и в розницу - от идеи "восстания клерка" до совершеннейших мелочей а-ля расстроенных нервов или икеевского столика в квартире героя. Даже внешность героя в первой половине фильма недвусмысленно стилизована "под Нортона". При этом лента, в свое время просто-таки взорвавшая "масскульт", копируется на таком кухонно-примитивном уровне, что за всю съемочную группу становится просто неловко. Кино Финчера рассказывало о том, что запертый в клетке консьюмеризма человек начинает задыхаться и инстинктивно тянуться к свободе, круша на своем пути челюсти и табуретки; сочетание явного антикорпоративного духа, упоительного черного юмора, отменного драйва и исключительной актерской игры обеспечило "Клубу" любовь масс и восторг критиков. Картина дозормейкера, несмотря на старательные попытки режиссера переплюнуть признанных классиков - это всего лишь тупой боевик о том, что забитой креветкой быть плохо, а крутым парнем - хорошо. Если финчеровский Джек меняется, лишившись всего, что имел, то бекмамбетовскому Уэсли достаточно получить на лапу три с половиной миллиона баксов и взять в эту же самую лапу пистолет. Бабло, как известно, побеждает зло, а люди делятся на обладателей пушек и тех, кто копает. О каком таком нонкомформизме "Wanted" можно говорить при таких раскладах, я, право слово, не знаю.
Еще одним источником вдохновения Тимура Нуруахитовича стала, разумеется, "Матрица". Все эти "Добро пожаловать в реальный мир" в разных вариациях повторяются в фильме раз эдак, не соврать, пятнадцать; что же до начинающего подтухать приема slow motion, то его еще в "Дозорах" заездили по полной. А вот фирменную иронию Вачовски освоить не удалось. "Особо опасен" лишний раз продемонстрировал то, что мы, собственно, и так знали: к себе, любимому, Бекмамбетов относится с зубодробительной серъезностью, переходящей в нешуточный пафос. Режиссеру мало быть просто режиссером - он желает быть Творцом. В незатейливой стрелялке, сляпанной из чужих мыслей и находок, нет-нет, да и промелькнет претензия на "особый авторский взгляд" (тм): вы, дескать, не думайте, я на самом деле без двух минут Тарковский. Особенно умилительно эти потуги смотрятся в комплекте с явными самоповторами. Фирменные бекмамбетовские приемы - все эти шустро летающие предметы, "погружения в сумрак", напыщенные диалоги тасуются из фильма в фильм, и это вряд ли свидетельствует о том, что автор - гений, которому уже не надо открывать ничего нового. Правда, очень трогают восточные мотивы. Поскольку ввести в сюжет Тамерлана не удалось, старую фабрику, в которой окопалось Братство, стилизовали под эдакий мини-Ашхабад. В североамериканских штатах, отстраивавших промышленность где-то посеред девятнадцатого-начала двадцатого веков таких неприметных зданий наверняка навалом, тут и к бабке не ходи. Впрочем венец абсурда - это несомненно,
Кстати, о бабле и его прямых последствиях. Спецэффекты в фильме безусловно присутствуют, причем в угрожающем масштабе. В кадре все время что-то летит, бухает, бабахает и взрывается. Но для стопятидесятимиллионного бюджета выглядит это, правда, бедновато. Для того, чтобы сообразить, куда девались остатки, достаточно прогуляться по родному тырнету и почитать рецензии и новости. По каждой первой ссылке посажено по коту в сапогах, возвещающего о том, что земли, реки и луга... то бишь бокс-офисы, сердца и умы принадлежат исключительно Карабасу Бекмамбетову. Нестыковки в цифрах зачастую видны невооруженным глазом, но это уже излишняя дотошность, бюджеты у нас пилили, пилили, еще и американцев научили. Особо бедные головой личности уже измудрились заявить, что, цитирую, ""Особо опасен" - элитарная философская лента, наполненная глубочайшим смыслом". Конец цитаты. Народ попроще ограничился фразой: "Бекмамбетов - первый русский режиссер, чей фильм понравился американцам". Не будем вспоминать пассажи Задорнова, но в целом тем не менее справедливо. О том, что до сбытия мечт товарища Тимура снимался, скажем, популярный на западе "Runaway Train" Кончаловского, все благополучно забыли. И на том спасибо, а то ведь могли и написать, что в промежутке между братьями Люмьер и дозормейкером вообще не было ничего стоящего.
Говорить об актерской игре в фильме крайне сложно, но отнюдь не из-за философского сюжета и сложности душевных переживаний героев. Просто играть там по большому счету нечего. На загадочную улыбку Анджелины Джоли можно отвлекаться минут двадцать и то в случае горячей к ней любви. Морган Фримен большую часть времени изображает невозмутимость. Не очень-то, честно говоря, полтора часа наблюдать невозмутимость. Роль К. Хабенского (а по рекламе первого канала можно было вообразить, что он там играет чуть ли не главную роль) сводится к классическому театральному "Кушать подано!", с той только разницей, что вместо сервировки стола его герой выкатывает пузырь.
Ну и "локализация". Если дублированную Галиной Тюниной Энджи сносить можно без особо труда, то вкрадчиво-сладкие интонации Безрукова, которые льются с уст главгероя, терпеть ну просто невозможно. Хуже всего пришлось персонажу Фримена - бедняге достался легко узнаваемый "голос Первого Канала" в лице Алексея Неклюдова. Я весь фильм так и ждал от Слоана фразы вроде "Смотрите не Первом канале!".
Итак, резюмируя. Если вы не пробовали ничего слаще морковки и не глядели ничего умнее шедевров Уве Болла, то "Wanted" - ваше кино. Всем прочим от просмотра рекомендую воздержаться, т.к. халтура - она и в Голливуде халтура.